Спустя две недели, подробно все обмозговав (а некоторые вещи даже уже забыв), таки пишу пост. Пора выходить из тени и перестать прятаться от осуждающего взгляда Ute Kilter.
30 сентября в Музее современного искусства Одессы прошел перформанс “Уте Кильтер пытается объяснить игрушечному зайцу суть современного украинского искусства”. Как понятно из названия, это такой себе оммаж Йозефу Бойсу с его “мертвым зайцем”.
Оказалось сложно подступиться к описанию перформанса. Поэтому просто опишу ту последовательность чувств и мыслей, которые настигали меня до, во время и после его проведения.
Во-первых, я ожидала увидеть на перформансе раза в три больше людей. И было грустно, что в итоге оказалось не так много интересующихся сим действом. Хотя сама Ута настаивает, что людей должно было быть еще меньше. Для чистоты ощущения.
Во-вторых, идя на перформанс с названием, настолько в лоб отсылающим к Бойсу, хотелось увидеть больше “новаторства”. Чтобы у U.K. в руках был, например, не заяц, а лиса. Со всеми вытекающими отсюда аллегориями и отсылками. Ну и в целом что-то такое “вау”, на что, безусловно, способна Уте Кильтер.
Хотя надо сказать, что одесский перформанс – все же не прямое копирование бойсовского. Принципиальное отличие здесь как раз в том, что перформер показала произведения украинского современного искусства, даже рассказала пару баек. Получилась такая себе обзорная экскурсия по МСИО в неповторимой авторской манере Уте Кильтер, с элементами буффонады и театральности.
Хорошо на эту канву легли небольшой грим; “перепалки” с видеографом, который снимал все действо, и небольшие “распевы”, сопровождающие проходы перформера между залами. Последнее, кстати, особо мне понравилось. Во-первых, это привлекает внимание. Во-вторых, добавляет все той же гротескности. В-третьих, чувствуешь себя будто под воздействием Гамельнского крысолова – идешь и идешь по залам, особо не осознавая происходящего.
Небольшой грим в виде нарисованного фингала под глазом тоже произвел впечатление. Правый глаз Уте закрыла повязкой. А левый хоть и остался “зрячим”, но при этом подбитым, как бы искажающим действительность. Вспомним традицию, относящую еще к Древнему Египту, считать левую сторону демонической, а правую – божественной. Читай, смотрим мы все на искусство “дурным” демоническим, еще и максимально искаженным глазом.
Хотя ложка дегтя все же есть.
Не хватило какой-то подготовленности, что ли. Лично у меня проскакивало ощущение междусобойчика: зашли какие-то проходящие мимо люди, Ута что-то наимпровизировала – и вот уже новое событие. При чем оно как бы «неполноценное», а будто реклама новой книги о Бойсе, завуалированная презентация. Подтвердило это впечатление завершающее слово Леси Кульчицкой (куратора книги и куратора проекта Уте Кильтер) о самой книге. Притом удивительно, что текста самой Уты в книге не оказалось. Хотя, в отличие от многих современных авторов, она-то как раз исследует творчество Бойса давно и плодотворно. Кстати, это повсеместное “увлечение” Бойсом – мой личный повод побубнеть. Уж сильно резко о нем вспомнили только в 2014 году. Похоже на какое-то паразитирование на его имени за счет грантов и прочего…Но это так, отступление.
Вообще, чем больше пишу и размышляю о перформансе (а пишу я уже вторую неделю), тем больше он мне начинает нравиться. Проявляются какие-то мелочи, о которых не задумываешься в процессе. Это то самое “послевкусие”, которое и выдает действительно стоящий проект. Увы, их не так много в Одессе. Но мы работаем над этим.
Фото со страницы фб Уты Кильтер
Автор Анна Чубарь исследователь искусства