«…Здесь море – дирижер, А резонатор – дали, Концерт высоких волн Здесь ясен наперед. Здесь звук, задев скалу, Скользит по вертикали. И эхо средь камней Танцует и поет. Здесь время не спешит, Здесь собирают дети Чабрец, траву степей, У неподвижных скал» Николай Заболоцкий
Небо и Море
Живет такой парень в Одессе, художник Денис Михов. Украинский «орфей» моря, Бессарабских степей и далей. В его пейзажах пространство расстилается, расплывается далеко за пределы его полотен…
Вспомните, как светло и ясно становится на душе после весеннего ливня или бурной грозы… Как легко и свободно дышится и чувствуется! Такое же чувство охватывает зрителя при знакомстве с творчеством Дениса Михова. Кажется, что художнику позирует сама природа: густые бархатные украинские безбрежные поля, ритмичные мачты парусников, бурно плещущаяся радужная морская волна, знойное южное солнце. Ах, эта морская волна, пульсация моря! Посмотрите, какой живописной экспрессии добавляет изображение бликов и отзеркаливаний на поверхности воды; они переливаются глубокими чистыми тонами зеленых, изумрудных, фиолетовых, розовых, нежно-голубых оттенков; ощущение постоянного движения. Каждая работа подобна музыкальному произведению, звучит и видится по-разному.
Давайте рассмотрим для сравнения городской пейзаж, летнее кафе «Чебуречная, на Асташкина»… Городской ритм, повтор спинок стульев, зонтиков от полуденного солнца, фасады домов, все это подчеркивает форму.
Картина напоминает декорацию, все развернуто перед глазами зрителя; здесь сказывается богатый театральный и кинематографический опыт художника, в качестве декоратора и сценографа. Краски наполнены солнцем, светом и воздухом; интенсивность цветов порождает ощущения пульсации, из-под зонтиков на террасе льется теплый свет, контрастом холодная глубокая темно-зеленая, коричневая тень в кроне деревьев создает материальность изображения – фигуры и предметы существуют в перенасыщенном свето-воздушном пространстве.
Колорит картин Дениса Михова живой и динамичный, будь то характерные портреты, или расстилающиеся по горизонтали во времени пейзажи, которые созвучны панорамным медленным кадрам из фильмов Андрея Тарковского. Созерцание. Созерцание солнечных моментов на сохнущем белье, когда летом одесское солнце рисует блики и оттенки на террасах, стенах домов старого города из песка. Да-да, из песка, потому что Одесса построена из ракушняка, а это ничто иное, как спрессованный столетиями окаменелый песок. Художник передает эти состояния, переживание моментов, благодаря сложной игре рефлексов и световых поисков, резкие контрасты слепящего света и холодные тени, разноцветная игра рефлексов в самых сочных ярких живописных соотношениях. У зрителя возникает ощущение, что краски светятся заряженные солнцем.
Ведуты старого города и балкончики юга невольно относят нас к японской эстетике и философии жизни Ваби-саби, обоянием в неясности, способности воспринимать красоту в мимолетности, своем естестве несовершенства, успокоенность, умиротворение. Кажется, еще секунда и солнечный блик, сочный красочный рефлекс исчезнет, перепрыгнет на другой объект.
Но всю эту игру, буйство цвета и красок объединяет гармония и общее равновесие композиции, в случае с пейзажами – это динамическое равновесие, тонкий баланс.
Практическое освоение рисунка, построение композиции, принципы соразмерности, развитию изысканного чувства вкуса и гармонии наш художник обязан своему учителю, живописцу и графику, профессору живописи, преподавателю Национальной Академии Изобразительного Искусства и Архитектуры, Сергею Павловичу Подервянскому (1916 – 2006 годы жизни), отцу современного украинского поэта и драматурга Леся Подервянского. Сергей Подервянский выпустил после себя плеяду талантливых художников; он был безупречный рисовальщик с безупречным вкусом, в начале 1930-х создавал плакаты, в том числе киноплакаты для «Украинофильма»; прославившийся своими характерными портретами и пейзажами, а также знаменитыми ню. У Сергея Подервянского был свой яркий индивидуальный сочный, графический почерк, который несомненно передался и его ученикам: динамичный, практически графический колорит картин, будь то работа маслом или излюбленной техникой гуаши, благодаря сложной игре рефлексов и световых поисков.
Быть невероятно свободным и заниматься тем, чем любишь – это то, что объединяет нашего художника, Дениса Михова, с его учителем.
Есть вещи в материальном мире, которые воспринимаются на уровне ощущений. Как описать достоверно чувства, которые возникают от хождения под парусом, от полета, или от ощущений альпиниста или похода в горы, на просторы степей?.. Аналогично часто такое чувство вызывает и живопись. Магия живописи Дениса Михова это цвет и свет, доведенные до наивысших регистров звучания, когда живопись претворяется в «светопись», писать светом.
Денис Михов – окончил Одесское Художественное Училище им. Грекова (Грековку) в 1992 году.
– до 1995 года работал декоратором в Одесском Театре Оперы и Балета, участвовал в сценографии, посвященной году Пушкина «Евгений Онегин», и др.
– 1995 -2001 учился в Национальной Академии Изобразительного Искусства и Архитектуры (НАОМА), Киев
– Занимался сценографией сцены, в Чернигове поставил «Медею»
– пробовал себя в качестве художника-костюмера в украинском кинематографе, «Знакомый мужчина» по Чехову.
Автор Авдеева Марина, искусстоввед, переводчик, окончила НАОМА в 2008 году. Стажировалась в Италии, курс специализации "Римское Барокко", младший научный сотрудник, работала в Музеях Европы и США.