В любой исторический период можно сказать: «Я живу в особое время». Потому что любое время – отрезок эволюции, процесс естественного и искусственного отбора. Нет времени «хуже» или «лучше» – есть «другое время», «другие правила», «другой уровень развития человека». Настоящий этап – очередной виток эволюционного процесса, в котором мир переходит из механической системы в цифровую. Это не просто смена технологий, это смена представления о мире вокруг нас, а значит – изменение сознания, а значит – самих нас. Прогрессивный человек не может оставаться вне этих перемен, не может не осознавать и не внедряться в них.
3 CreativePartybyZhannaKlimova образами и формами явилась для меня прежде всего отражением некой границы, разлома, происходящего между культурой и сознанием уходящего и наступающего времени. Язычество, христианство и квантовый мир, взаимоисключая друг друга, по сути пытаются создать некий адаптивный суррогат в человеческом уме. В своих работах Жанна Климова отражает мистицизм и недосказанность старых идеологий и представлений о мире, и рациональные, лишенные тайн, – новые техногенные идеи. В ее формулировке квантовый мир есть пространство вариантов, в котором отдельная сущность имеет возможность выбора сценария своей судьбы. Такая идея противопоставляется старому фаталистичному пониманию человеческой судьбы и автоматически возлагает ответственность на самого Человека, в то же время давая ему осознанную власть над своей жизнью.
Центральный триптих «Электронное сердце» был участником PrinceClausAwards 2021. Эта работа выполнена в разных техниках с применением новаторских технологий, что поддерживает ее концепцию. На картине «Быть великим – значит указывать направление» (Ницше) изображен человек-киборг, создающий себя и свой мир. Все живое, неосознанное смотрит на него, принимая новую форму, являясь зависимым от деятельности человека. Новый человек, по мнению автора, – есть сверхчеловек, образованный и ответственный за свою жизнь и жизнь мира вокруг, человек создающий, а не смиряющийся.
Выбор пространства для экспозиции, по моему мнению, не случаен. Здесь также прослеживается совмещение классической, основательной архитектуры с наполнением ее современными технологичными решениями света, звука и визуализации. Сочетание на разных локациях электронной клубной музыки и академической в живом исполнении создавало ощущение погружения в разные миры разного времени. Использование роботов и одномоментно освещение зала множеством свечей в церковных стойках создавало особый эффект присутствия в храме далекого будущего и одновременно – далекого прошлого
Основную уникальность мероприятия хочу отметить в нетипичности формата, я бы сказал, в полиформатности, одномоментности различных атмосфер, состояний, жанров и объектов искусства. Фотокартины на металле и синтез фото и живописи, инсталляции и перформансы – все уносило зрителя в одну концептуальную воронку. В связи с данным многообразием события можно было наблюдать соответствующую широту аудитории: от молодых фриков до костюмных представителей городских структур, богема, критики, журналисты и бизнесмены, адвокаты и научные работники.
Отдельным и финальным моментом арт-события была презентация фильма Жанны Климовой «1:1». Учитывая тот факт, что данная работа является в некоторой степени дебютной, то мое субъективное восприятие было больше зрительское, нежели восприятие критика. Искусство измеряется силой эмоции и мысли прежде, чем оценкой технического исполнения. Как режиссер Жанна Климова интересна своей близостью к аудитории и большей частью – к молодежной аудитории. Освещая дилемму отношений мужчин и женщин, Жанна подает эту проблему в несколько ироничной и живой форме. Фильм и развлекает и озадачивает одновременно, раскрывает тему и запутывает в ней. В случае дальнейшего движения в жанре кино я вижу автора как оригинального режиссера, интересного своим креативным, идеологическим наполнением, и в то же время создающего успешное коммерческое кино.
По недавним публикациям онлайн-издания Art-Chili я ознакомился с романом Жанны Климовой «Белая гортензия». Полагаю, что эта арт-персона в ближайшем будущем подарит миру новое творческое произведение.
Как дать оценку такому многоформатному явлению в одном человеке? – Как неопределенности? Дилетантству? Сумасбродству? Психическому отклонению? Гениальности? Способностям сверхчеловека? Мы знаем примеры в истории подобной многогранности проявления одной личности, поэтому сочту для себя верным не давать оценку, а выразить эмоцию, ведь высшая цель искусства – пробудить эмоцию и породить мысль. Меня задело.
Лукас Бенхауэр