Известный одесский художник Ирина Вишневская, автор серии картин на коврах «Сны моего детства», посвященных Гагаузии, готовится представить на суд публики свой очередной творческий проект – «Куклы. Познание мира».
Выставка должна была быть представлена в Одесском музее западного и восточного искусства 15 апреля, но из-за ситуации с ковидом, дата сдвинута на неопределенный срок. Несмотря на неизвестность, творческая команда торопится закончить все работы, связанные с проектом.
Читайте также Ирина Вишневская видит сны о Гагаузии
Как рассказала Ирина Вишневская, специально для презентации дизайнер проекта Лена Мазуркевич создает сайт, готовит каталог, афишу и текстовую визуализацию, а автор видео-арта Елена Зублевич сняла для проекта два бессюжетных фильма-абсурда: «Люди. Познание мира» и «Больше чем куклы».
В процессе подготовки к презентации творческая команда на прошлой неделе разыграла целый перформанс: «вывела» портреты кукол на улицы Одессы, чтобы увидеть реакцию горожан. По словам Вишневской, люди реагировали на портреты кукол по-разному: одни отстранялись и уходили прочь, другие прикасались «на счастье» и делали с картинами селфи.
«Идея какая: если девочки познают мир посредством кукол, проигрывая с ними личностные и социальные роли, то куклам, чтобы познать мир, нужно познакомиться с людьми, то есть, нужен обратный, пусть и абсурдный, взгляд на реальность», – рассказывает Ирина Вишневская.
Второй фильм представит собой фильм-интервью взрослых девочек, в котором они вспоминают о своих куклах, об отношениях с ними. Этот фильм будет называться «Больше чем куклы» и дополнит инсталляционную часть проекта, построенную непосредственно на воспоминаниях и событиях, так или иначе связанных с куклами. Среди них будут не только милые, добрые воспоминания из детства, но и личные воспоминания, связанные с трагическими событиями, например, гибелью парохода «Адмирал Нахимов».
«Но основная часть проекта – это, конечно же, порядка 20 портретов обнаженных кукол. Они будут расположены так, чтобы проиллюстрировать одну из концепций проекта: в разные времена существовали разные типажи кукол. И с их изменением каким-то непонятным образом связано и изменение внешности людей, – рассказывает Ирина Вишневская. – С удивлением я обратила на это внимание, когда у нас появились первые куклы Барби.
А вслед за ними, откуда ни возьмись, появились такие же девушки – длинноногие, точеные, с нереально идеальными фигурами. Эту идею поддержит выставка настоящих, тоже обнаженных кукол, которые предоставят коллекционеры Елена и Сергей Филипповы».
Концепция проекта многослойна.Интересный материал: Чадыр-Лунгская районная библиотека отмечает 75 лет со дня открытия
Помимо идей, озвученных художником ранее, – познание мира посредством кукол, влияние кукол на изменение внешности людей, проект призван также обратить внимание еще и на то, что с раннего детства при помощи кукол производится манипуляция над сознанием ребенка, формируется клишированный тип мышления, создается некая привязка к «витринным» потребностям.
«Кроме портретов обнаженных кукол, в этой части проекта будет представлено несколько работ с изображением обнаженных женщин, – говорит Ирина Вишневская. – Тем самым я хочу порассуждать вот о чем: играя в куклы, девочки как бы сами становятся куклами и остаются в этой роли до конца жизни, что проявляется и в манере поведения, и в манере одеваться. Ну и, проигрывается такая банальная мысль, что все мы в чьих-то руках – куклы».
На вопрос, как вообще появилась идея написания серии портретов кукол, Ирина Вишневская отвечает: «Как и в случае с серией живописи на коврах, могу лишь повториться: идеи похожи на туман, они спускаются на тебя, обволакивают и завладевают твоим вниманием, мыслями и воображением. Убеждена: люди, занимающиеся творчеством и наукой, являются проводниками, и идеи, которые затем реализуются ими, – это туман, который был вложен в их головы свыше».
Справка Gagauznews
Ирина Вишневская – профессиональный молдавский и украинский журналист, автор художественных и публицистических книг. Детство провела на юге Молдавии (современная Гагаузия), окончила Чадыр-Лунгскую художественную школу, а также музыкальную (по классу фортепиано). После этого поступила в Кишиневский государственный университет на факультет журналистики. Будучи корреспондентом газеты «Советская Молдавия», освещала жизнь на юге страны, в том числе военный молдавско-гагаузский конфликт 1990 года, а также работу первых съездов молодой Гагаузской республики.
После смерти супруга переехала в Одессу, где живет и работает по сей день.
К занятиям в живописи вернулась в зрелом возрасте. Впервые участвовала в коллективной выставке в 2015 году.
Предстоящая презентация проекта «Куклы. Познание мира» станет уже восьмой персональной выставкой художника.
Свои картины Ирина Вишневская подписывает как «IraVish».
Источник