Лиховид «сделал себе имя» проектом «Паутина»! Расставленные на Куяльнике объекты стали незабываемыми, – они множились в зеркальной поверхности нашей знаменитой лечебной грязи, маслянисто-чёрной! Они прозрачно затянули горизонт… О! То было зрелище!
То было зрелище и действо, поскольку работы были созданы многими авторами. Они были разнообразны и выразительны, а их установление и было действом многих любителей… чего? Какого вида/направления творчества?
Вот тут-то и начинаются проблемы: куда же отнести Сергея Лиховида? Ибо он работает (и преуспел) в разных техниках, в разных направлениях… насколько разнообразных? Этому и будет посвящён данный текст.
Сам художник – луганчанин, там он рос, там до сих пор живёт часть его семьи, хотя он и покинул родные края задолго до «событий», до войны. Просто там ему «было тесно», поскольку он – сын известного в тех краях эмальера, заслуженного художника. Вот Сергей и решил сам творить свою судьбу, мечтал стать автослесарем (!), но окончил всё же луганское художественное училище и… уехал в Одессу. (потом, правда, уже отсюда в Румынию, Польшу, то есть имеет за плечами помимо украинского ещё другие языки, культуру).
И тотчас же, продолжая тему, обозначу, что сей художник – читающий персонаж (!). А и музыка. МУЗЫКА… «Скажи мне, что ты слушаешь и я пойму кто ты!», – а это industrial, Leibach, Kraftwerk.
Моё знакомство с художником произошло в ЦСИ (центре современного искусства) «Чайная фабрика», на сегодня уже легендарном месте по уровню событий, открытости действительно к экспериментам. Там действовал ДМИТРИЙ БАННИКОВ. Дмитрий поддерживал инициативы, выставки всевозможные, проекты устраивал, тот же проект «Паутина» был всецело реализован его личными усилиями. Он тогда по-настоящему состоялся, а ливень лишь усугубил остроту восприятия, интенсивность действа. Там было именно действо, зачинщиком и творческим организатором которого был Лиховид.
Нет-нет-нет, начинать следовало бы не с «био», не «учился у.., окончил, поступил, принимал участие»; снова «нет», сейчас последует краткое введение, прям как у Берроуза или рок-звезды, которые работали на автомойках, в супермаркетах, бродяжничали и пр. А Лиховид лишь делится, что жил посреди, в среде, и хиппи, и панков, бандитов (настоящих), ну и бизнесменов, – экий разброс, уже можно повесть писать.
Однако, считает себя… графиком, «так как всё рождается из неё, из графики». Начинает вытаскивать и демонстрировать достаточно больших размеров листы с монотипиями. (Сразу поясняю: это одноразовое творение, живопись можно переписать, дописать; а тут принт: краску/-и нанёс, оттиск сделал и всё!). Монотипии Лиховида изрядных размеров: 120 см на 120 (небольшие размеры его не устраивают, недостаточно сюжетно вместительны/выразительны). А тематика должна быть социальной! То есть сюжет, изображаемое, обязано быть соотносимым с реальностью нашей жизни. «Красота сама по себе», как банальное украшательство не интересует и не существует для нашего автора.
А вообще его (Сергея Лиховида) столь много, что только простое знакомство с его творчеством кружило голову, – там все, практически ВСЕ техники изобразительного и пластического искусства: там тебе и графика, и витраж, и скульптура… (Особенно «та», из зажигалок созданная, «Прометей»). Причём «скульптура» идёт в современном понимании, когда автор способен работать с разными исходными материалами, часто необычайными (впрочем, не доходя до трэш-арта) (впрочем-впрочем, сбор зажигалок – это что?). Нынешние его скульптуры, небольшие по размеру, созданы из меди с покрытием классической эмалью. Тут сразу же следует отметить, что техника эта крайне сложная, капризная, но и выразительная. Особенно впечатляющ, – пугающ из-за непомерного сходства, богомол, самка которого после спаривания съедает партнёра (!). Она (скульптура) крайне похожа, узнаваема, но воспроизведена не натуралистически, оттого ещё более притягательно-отторгающее впечатление производит.
Из экспериментального следует отдельно (или особо?) отметить неведомый (в пределах Украины) вид изготовления скульптур, когда производится залив бетона в формы, вставляют нечто (цветочек/лоскуток/обломок чего) и дают застыть (!). Хотя сам бетон из-за «хрущёвок», заводов ненавистен художнику… Продумывает, как бы его отовсюду убрать (мечтатель?).
Через МЯСОКОМБИНАТ (!) мы возвращаемся к «Чайной фабрике», где Лиховид впервые выставочно явил свои эмали обрамив их в рамы, – как плоскостные творения. И они вызывали в памяти византийское искусство (о котором в том числе Сергей имеет отчётливое представление!). Туда же примыкают витражи, разноцветные также, хоть и небольшие, но яркие. НО, это не «горезвісне» ДПИ (декоративно-прикладное искусство), там бОльшее… Что же?
А там выход в «социалку», которая столь чётко прослеживается в монотипиях! Там сами сюжеты, более того, композиция строится на огрублении показа жития людей. Тяжести их бытия! Труда-бытия! САМОГО ПРОЦЕССА! Да, социалка – как способ выразить КОНКРЕТНО условия, обстоятельства, как именно они трудятся, ЧТО едят, в каких условиях живут, спят, моются.
Он столь разнообразен, разносторонен, что голова идёт кругом – так как он работает практически во всех видах творчества.
Ну и буквально два слова о том, каков он – Сергей Лиховид: он «живчик» (ездит ежедневно на велосипеде по 25 км (!) с Таирова на Мясокомбинат, в мастерскую и обратно) и вообще «живчик», полон идей, задумок, остро реагирует на жизнь нашу нынешнюю. Он умён, начитан не только в области истории искусства, но и разных (порой удивительных областях знаний и не только потому, что работает в разных сферах). Он – самодостаточен, ценит своё время, постоянно расширяя сферы интересов и знаний. (Более того, с ним интересно общаться!).
И вообще рассматривает искусство в первую очередь как вид РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА! (что абсолютно верно, ибо владение техникой СРАЗУ очевидно, всегда)
Но тут он (и мы) выходим на иной уровень рассуждений: Сергей Лиховид считает, что МЫСЛИ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ, более того, уверен, что всё нарисованное становится реальностью!!!
(хи!) На стандартный вопрос о планах на будущее отвечает, что не загадывает своё будущее! А мне подумалось, что придёт новый день, принесёт новые, возможно, ещё более болезненные темы, возможно, что-то типа «оптимистической трагедии», а они потребуют новые материалы. Вообще, появятся новые материалы и Лиховид их освоит!
Уте Кильтер для ART CHILI
#artchili #журналобискусстве #сергейлиховид #эмаль #монотипии #утекильтер