В воскресенье, 4 июля, в Одесском музее западного и восточного искусства в 11:00 открывается выставка «Куклы. Познание мира».
Это арт-проект художницы IraVish. Или в миру Ирины Вишневской.
На выставку я заявился, когда шли последние подготовительные работы. Люблю посмотреть кухню. Даже больше чем отведать само блюдо. В Музее западного и восточного искусства под выставку отвели два огромных гулких зала с пыльным гигантским фикусом и падающей штукатуркой. Очень стильно.
Выставка состоит из двух частей — живописи и инсталляции. Обе части исследуют вопросы значения кукол в жизни ребенка, их влияния на формирование детского сознания.
У стен стояли картины. С них на меня смотрели мертвые, а может безмятежно отстраненные личики кукол. Некоторые картины вызывали трепет своей инфернальностью. На полу лежали руки и ноги кукол.
Стояли распахнутые чемоданы. Рядом прикрученные шурупами (дабы никто не уволок) старые башмаки и туфельки. Чемоданы — это символ путешествия и обувь, как символ пройденного пути. Причем, каждая из пар обуви, используемая в инсталляции, принадлежит героиням, рассказавшим свои истории.
И выгородки-соты маленькие мирки для кукол. В них живут куклы безмолвные свидетели войн, репрессий и катастроф. Возле каждой из них рассказ о той или иной кукле. Одну привез в качестве трофея солдат из Берлина. Жива ли осталась маленькая хозяйка куклы? Да кто его знает. Другая всплыла в Цемесской бухте на месте гибели «Адмирала Нахимова». Что видели эти выцветшие глазки, какой вопль ужаса слышали целлулоидные ушки, мы можем только догадываться. Куклы, полуулыбаясь, хранят свои тайны.
«У нас 20 особых историй. Если бы куклы были живые, они бы свидетельствовали о тех страшных переломных временах, которые пережили наши участницы. Самая первая история, рассказанная художником бутафором Натальей Царевой. В 30-е годы были страшные «зачистки» в Одессе. Арестовали мужчину. Его жене следователь предложил вступить в сексуальные отношения, дескать тогда его освободят», — рассказывает организатор выставки художник Ирина Вишневская.
Но все закончилось тем, что ее сослали на принудительные работы. Эта женщина художник. И она работала на Ленинградской фабрике игрушек. Понимаете, в чем трагизм? Она делала игрушки для детей, когда ее собственный ребенок остался в Одессе без мамы и без папы. И эта женщина сделала куклу для нее. И привезла после ссылки ее в Одессу.
Кукольный Франкенштейн
Первого, кого увидел на выставке — это Сергей Коняхин (режиссер трэш-фильмов, писатель странных романов). Взгромоздившись на стремянку, он развешивал трогательные черно-белые фотографии детей с куклами. Надо сказать, это занятие резко контрастировало с его свирепым и несколько сумасшедшим видом.
На выставке выставлены и его работы. Горе тому ребенку, который оставит на время свою куклу во дворе без присмотра. Р-р-аз и куклу унес под плащом Сергей. В своей лаборатории он будет отрезать ей ноги и руки, заменять ей глаза, лепить из игрушки нечто мистическое.
Но этот Коняхин не злобный мальчик из мультфильма «История игрушек», который калечил кукол. У Сергея на свет появляются хоть и болезненные, но цельные и красивые мрачной, ужасающей красотой образы.
Над каждой из кукол он довольно долго и скрупулезно работает. И он откровенно доволен. Он выставил свои ужасающие творения в музее!
– Меня пригласили в сакральное пространство! Я художник! (глаза Коняхина вспыхивают огнем).
– Твоя знаменитая шапочка (медведь) тоже была когда-то куклой?
– Да! Концепт выставки такой, что все участники должны в элементах одежды иметь что-то напоминающее элементы игрушки.
Заглянуть под юбку кукле? Это нормально!
Я, заходя на выставку, сразу «споткнулся» взглядом о винтажную куклу. Ее голову «украшала» сеточка трещин. При виде таких кукол коллекционеры, знающие толк в игрушечном деле, тихо стонут: Хо-хо!
Старинных кукол на выставку предоставили Лена и Сергей Филипповы — коллекционеры кукол. Они давно мечтают о Музее игрушек в Одессе. Они серьезно подходят к делу. Проехались по 25 музеям в Европе со схожей тематикой, так сказать, для обмена опытом. И с удовольствием участвуют в музейных проектах. Их куклы почтенного возраста чуть поблекшие, с трещинками и выцветшими ручками и ножками, да еще и раздетые (таково условие участия в выставке) смотрятся среди чудовищных мутаций Сергея Коняхина, как грешники в аду.
«У нас публика привыкла, что куклы на выставках это непременно шикарные наряды. Они эстетичны. И вот сейчас есть возможность заглянуть им под юбку! Это животный инстинкт. Инстинкт познания мира. Мы от этого никуда не денемся», — говорит коллекционер Елена Филиппова.
На выставку каждый может приносить свою куклу и свою историю. Они на короткое время станут полноправными экспонатами выставки.
Источник