Одесское искусство отличается не только своей яркостью и разноплановостью, но и – часто – оторванностью от современных реалий. Здесь и саморефлексия, и философствования разных толков, и переосмысление прошлого, и тоска по нонконформизму, и еще много-много всего. Тогда как вся соль – цимес, как стоило бы говорить для поддержания мифа – современного искусства именно в осмыслении окружающей реальности. Как раз этим, но не без элементов фантазии, уже шесть лет занимается Сергей Лиховид со своим пауками.
Вот и в этом году 20 сентября на Куяльницком лимане прошла ежегодная ленд-арт акция “Паутина”.
Немного истории. Одесса не то, чтобы пестрит объектами ленд-арта. Художники здесь не так много заботятся о взаимоотношениях человека с природой. Вся эта антично-ренессансная история, судя по всему, кажется авторам скучноватой. Да и намного важнее здесь любить море, заботиться “одесским мифом”, переживать из-за рушащегося “старого города”. Поэтому не удивительно, что буквально основывает одесский ленд-арт художник с луганскими корнями Сергей Лиховид. Еще в 2014 году, при поддержке Дмитрия Банникова, Сергей организовывает первую “Паутину” на Куяльнике. Главная идея – привлечь внимание к высыхающему лиману и разобраться: что с этим делать дальше. Достаточно быстро акция приобрела всеукраинский масштаб: сюда стали съезжаться художники из Винницы, Киева, Измаила, Львова. Каждый год выбирался свой формат инсталляций. Это были либо прямоугольные рамы, либо крестообразные конструкции, либо элементы геометрических фигур. К слову, в 2020 году за основу взят круг – в память о выдающемся авторе ленд-арта Кристо (Христо).
“Паутина” сразу нашла свое место в одесском искусстве. Изначально создаваясь как коллективный проект, она сформировала особый круг художников. Эти люди работают в разных техниках, их интересуют совершенно разные – подчас противоположные – темы и идеи. Но каждый год они собираются в некое сообщество, которое обращает внимание зрителей на экологическую катастрофу, развернувшуюся буквально у наших ног. В благодарность за это Куяльник дает художникам невероятно фотогеничную и интересную площадку. Здесь любые работы идеально вписываются в ландшафт, а водная – уже совсем обмельчалая – поверхность добавляет арт-объектам объема и глубины.
К сожалению, в этом году проект вышел не таким масштабным, как хотелось и ожидалось. Всему виной пресловутый кризис, отсутствие финансирования и карантин. Хотя сам Лиховид бойко отшучивался на тему последнего и даже грозил не допустить “масочников” к празднованию открытия “Паутины-2020”. В этом сентябре Куяльник смог похвастаться только работами восьми авторов. Ими стали Владимир Уманенко, Елена Островая-Кука, Veleslava Ran, Марина Яндоленко, Асия Гудименко, Виктория Грозивчак, Ольга Светник и Мария Зенькова. Такой себе малый “звездный” состав завсегдатаев “Паутины”. Все они вписывали свои работы в металлические круги разного диаметра, а главным материалом для создания объектов стали тряпки и ткань. А вот пластик и пленку художникам использовать было категорически запрещено. И тут возникает вопрос: не повлияли ли на это решение столь популярные сейчас апсайклинг-ресайклинг и повсеместная борьба с использованием пластика?
В любом случае, работы получились интересными. Каждая – выдавала технику своего автора и главную специфику его творчества.
Елена Островая-Кука создает “Сердце планеты”, где пытается осмыслить вопрос цивилизационного развития человечества. Она, будто Шпенглер 21-го века, призывает людей вернуться к первоистокам человеческого существования. Именно оттуда, по мнению автора, и черпает энергию вся наша планета. В то время как человечество, в погоне за цивилизационными “благами”, только уничтожает себя.
Ольга Светник, поддавшись идее апсайклинга, вдыхает новую жизнь в старые ненужные книги. Они много лет пылились на полке, но так и не были прочитаны. Согласитесь, у всех дома есть кипа таких же “умных”, но ни разу не взятых в руки книг. Может, хоть после Куяльника кто-то решит все же прочесть классика Джона Голсуорси. Хотя бы ради интереса. Или из принципа.
А вот Владимир Уманенко не перестает поражать умы зрителей вариациями на тему фэшна, платьев и одежды в целом. В этом году он создаёт интересную работу с девушкой, у которой платье развевается на ветру. Признаюсь, лично я, подойдя к арт-объектам, сначала заметила именно эту работу.
Но если для художников площадка более, чем располагающая, зрители-зеваки, чтобы попасть на лиман и поглазеть на новые произведения ленд-арта, в этот раз должны были буквально пройти огонь, воду и медные трубы. Беспощадность современного искусства настигала гостей “Паутины” ещё до достижения точки назначения. Сначала ты пытаешься три дня постичь сложную схему маршрута, которую Сергей Лиховид любезно – или издевательски – выложил на страничке паутины в ФБ. Потом, на свой страх и риск, ты доезжаешь до какой-то фабрики на Поскоте, где должен открыться таинственный портал в дивный мир искусства ленд-арта. Проводником становится таксист. На раздолбанной ‘’Копеечке’’. Своеобразным юмором и картиной мира. По ухабам и ямам, под шансон, он довозит уже явно ‘‘обновлённую’’ меня до новой точки назначения – церкви. Это символическое здание становится последний точкой на пути к ИСКУССТВУ. После него остаётся лишь пройти через соляное поле – и вот они, объекты ленд-арта.
Думаю, все эти логистические трудности не спроста. Во-первых, они дают зрителю новый срез реальности. Ну как иначе я, например, окунулась бы в такую жизнь, поездила на ‘‘Копейке’’ под шансон. Во-вторых, это такая себе инициация – как при становлении жрецом или шаманом – хочешь войти в наш круг – дерзай. Ну и, конечно, пройдя такой путь и уже приложив усилие, зритель более серьезно и осознанно подходит к знакомству с арт-объектами. Это если исключить момент с глубоким экологическим посылом и просто креативной локацией для нестандартных работ.
Я не буду писать об ужасе высыхания Куяльника и важности проекта ‘‘Паутина’’. Таких заявлений и так миллион: в статьях, на ТВ и в постах в ФБ. Да и сам проект об этом заявляет вполне самодостаточно. Но то, что каждый год есть несколько дней-недель, когда люди могут серьёзнее и предметнее об этом задуматься, то, что внимание к Паутине не иссякает, означает, что ленд-арту в Одессе-таки быть. Конечно, в Одессе он – зверь редкий, краснокнижный. Но Куяльник, вымирая сам как экологическое пространство, становится заповедником для особого вида визуального искусства. Что-то в этом есть особого: романтичного и фатального (в смысле – предначертанного судьбой) в этой истории взаимодействия Куяльника и одесских – и не только – ‘‘пауков’’.
Анна Чубарь специально для ART CHILI