Картина великого итальянского художника XVIIв. Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу» является гордостью Одесского музея западного и восточного искусства и украшением его коллекции. В этом полотне воплощены практически все новаторские, поистине революционные художественные приемы, которые Караваджо открыл для языка живописи, и самые главные среди них – свет и жест. Вглядитесь в картину: взгляд Христа опущен, но его направление указывает на руки Спасителя, сплетенные в жесте отчаяния и желания сдержать себя. Рука Иуды, который тщетно пытается встретиться взглядом с Учителем, лежит на его плече в жесте дружеском и одновременно предательском. Вверху слева рука апостола Иоанна как бы разрывает границу картины и призывает к помощи. Рука, держащая фонарь, принадлежит человеку, в образе которого художник написал самого себя. До Караваджо таких жестов, говорящих о скрытых импульсах внутреннего мира человека и о его психологическом состоянии, европейская живопись не знала. Но величайшим открытием Караваджо стал свет. Он не просто освещает композицию, как это было принято ранее, а придает этой евангельской сцене потрясающий драматизм, выхватывая из мрака руки и лица персонажей и отражаясь холодным блеском от металлических доспехов стражников. Караваджо в своем искусстве превратил свет в средство глубокой эмоционально-психологической характеристики. Этот прием, получивший название «tenebroso» (в переводе с испанского «тьма»), создавал контрастную светотень, выразительную и резкую. Рассказывали, что художник работал в темной мастерской, куда свет падал из отверстия в потолке, и при этом тщательно выверял систему световых акцентов. Картины Караваджо потрясали всех, кто их видел, необычайным реализмом, оригинальностью замысла и виртуозностью исполнения. «Этот человек перевернул все представления о том, что такое картина и как следует вести себя художнику», – говорил о нем современник.
Биография Микеланджело Меризи да Караваджо тоже состоит, образно выражаясь, из ярко освещенных и погруженных в глухой мрак событий. Он родился в 1571 г. в семье ломбардского архитектора Фермо Меризи, который работал управляющим в имении маркиза Караваджо (отсюда часть имени художника, означающая, что он родом из селения Караваджо). Обладавший независимым и бунтарским характером, юный художник после недолгого обучения в Милане приехал в Рим без денег, без знакомств и связей, но его необычное дарование открыло многие двери. В римских художественных кругах он приобрел известность, у которой был привкус скандала из-за его неуживчивого характера, часто приводившего к ссорам, дракам, дуэлям и, как следствие, тюремным заключениям. Интересно, что однажды в тюрьме Тор ди Нона, произошло его знакомство с Джордано Бруно. Герои картин Караваджо – люди с римских улиц: торговцы, музыканты, бродяги, шулеры. Он стал первым представителем богемы, то есть творчески независимой личностью, в отличие от художников эпохи Ренессанса, полностью зависящих от заказчиков.
Слава пришла к Караваджо после создания по заказам римского духовенства цикла картин на религиозные сюжеты: «Призвание апостола Матфея», «Обращение Савла», «Положение во гроб» и многие другие. Необычная трактовка традиционных тем, новый живописный язык, мощный реализм – Караваджо открывает новую веху в искусстве. Однако разгульная жизнь и вспыльчивость художника приводят к трагедии: его обвиняют в убийстве человека и объявляют вне закона. Последние годы своей короткой жизни он проведет в изгнании. Ла Валетта, Неаполь, Мессина, Палермо –вот неполный перечень городов, по которым скитается Караваджо и создает свои шедевры. Высокопоставленные поклонники его таланта выхлопотали у римского папы помилование, но в 1610 году, по дороге в Рим, Караваджо в возрасте 38 лет умер от скоротечной лихорадки. Он был истинным сыном сложного, бурного и трагического века, противоречия которого воплотились в его искусстве.
Какими ветрами исторических перипетий прибило картину «Взятие Христа под стражу» к одесским берегам? Начнем с того, что она известна в двух вариантах. Первый, созданный около 1602 г. по заказу римского клиента Караваджо Кириако Маттеи и бесследно исчезнувший в XVIII веке, был обнаружен в 1990 г. в Ирландии, в дублинском Обществе Иисуса, религиозной организации иезуитов (теперь картина хранится в Национальной галерее Ирландии). Постоянно нуждавшийся в деньгах художник часто повторял свои композиции – это общеизвестный факт. Где и когда он создал повторение дублинского полотна, точно сказать нельзя, но исследование одесской картины в рентгеновских лучах и химико-технологический анализ состава ее грунта и красочных пигментов доказывают, что она – не копия, что она написана Караваджо и является авторским вариантом ирландской картины.
Первое документальное свидетельство ее существования обнаружила украинская исследовательница, живущая в Италии, доктор Наталия Чечикова, которая занимается исторической реконструкцией картины. Оно находится в каталоге аукциона 1868 г., проходившего в Париже: известный русский коллекционер украинского происхождения Александр Базилевский выставил на продажу принадлежавшую ему картину Караваджо «Поцелуй Иуды», которая и по размерам, и по описанию совпадает с одесской. Важно отметить, что упоминание о ней есть еще в двух парижских аукционных каталогах 1853 и 1859 годов, из чего с некоторой долей осторожности можно сделать вывод, что Базилевский приобрел ее на одном из этих аукционов. Продать картину в 1868 г. ему не удалось, он привез ее в Россию и в 1870 г. подарил Великому князю Владимиру Романову, брату императора Александра III, а тот, в свою очередь, передал ее музею Санкт-Петербургской Академии художеств, президентом которой являлся. В 1899 г. в Одессе открылся Городской музей изящных искусств. Для пополнения его коллекции было решено подарить ряд картин западноевропейских художников из музея Академии. Среди них было и полотно «Поцелуй Иуды» или «Взятие Христа под стражу», поступившее как оригинал Караваджо.
После революционного переворота 1917 г. картины иностранных художников из Городского музея изящных искусств были переданы через Музейный фонд в открытую в 1924 г. Галерею старинной живописи – так тогда назывался музей западного и восточного искусства. Картина Караваджо сразу заняла подобающее ей место в разделе итальянской живописи. В годы Второй мировой войны она была изъята из музея румынскими оккупационными властями и передана в римско-католический храм; в музей вернулась в 1946 г. Из-за всех превратностей она была очень загрязненной и потемневшей и судить о ее живописных качествах было невозможно. Лишь в начале 1950-х гг., после серьезной реставрации в Москве, длившейся четыре года, картине была возвращена вся красота ее живописи. После обретения Украиной независимости картина в 1990-2000 гг. стала участницей крупных международных выставочных проектов, организованных музеями Милана, Мюнхена, Сантьяго-де-Компостела, Дюссельдорфа, и вошла в престижные каталоги.
Однако картину с трагическим сюжетом ждала трагическая судьба. Ночью, 30 июля 2008 г., она, варварски вырезанная из рамы, была похищена из музея и исчезла в неизвестном направлении. Трудно подобрать слова, чтобы описать шок, гнев и боль, которые испытали музейные сотрудники, по долгу своей службы призванные хранить художественные ценности. Через два года картину удалось найти благодаря неимоверным усилиям правоохранительных органов. Каким же страшным разрушениям она подверглась! Как же долог оказался судебный процесс над преступниками, который до сих пор не закончен! Как тяжело было добиться директору музея Игорю Поронику разрешения от судьи передать картину на реставрацию (ведь с нее и сейчас не снят статус «вещдока») – здесь помогали многие люди, которым небезразлична судьба великой картины. Вот уже третий год длится ее сложнейшая реставрация в Национальном научно-исследовательском центре Украины. Лучшие реставраторы нашей страны спасают одесский шедевр. Параллельно ведется работа по его дальнейшему изучению, по поиску документов и архивных материалов, которые могут пролить свет на историю создания и бытования картины. Мы верим: не за горами тот счастливый день, когда, освобожденное от ареста и стражи, полотно с такой удивительной и нелегкой судьбой, вновь возрожденное, вернется в Одессу, в музей западного и восточного искусства, чтобы радовать и восхищать тысячи зрителей, которые с нетерпением ждут этого момента – ведь у Караваджо свет всегда рассеивает мрак!
Ирина Глебова, заместитель директора музея по научной работе.
Фото предоставлены Одесским музеем западного и восточного искусства.
artchili #журналобискусстве #поцелуйиуды #караваджо #историяоднойкартины