В Одесском академическом музыкально-драматическом театре им. Василя Василька есть много любимых и ярких актеров. Один из них – Александр ТОЛСТЫЙ. Он убежден, что в актерской профессии получить «звезду» не главное, поскольку диплом еще не означает «артист».
Сам Александр, будучи родом из Каменского Днепропетровской области, получил актерское образование в Днепропетровском театрально-художественном колледже (ДТХК), закончив его в 2012 году. Обучение в колледже, помимо теории, давало молодому специалисту и живой опыт: в течение трех с половиной лет еженедельно проходили премьеры – зрителям представляли студенческие спектакли, что давало возможность почувствовать свой потенциал.
Преподаватели актерского мастерства и сценической речи в Днепре заложили профессиональные основы в личность молодого актера, но только с годами, уже работая в театре, Александр стал понимать то, над чем бились его педагоги, по много часов поясняя студентам премудрости актерской профессии. После окончания колледжа среди всех представившихся для выпускника возможностей Толстый выбрал Одессу и начал свою карьеру в Украинском музыкально-драматическом театре под руководством легендарного режиссера Игоря Равицкого.
Развиваясь в профессии, Александр много размышляет над спецификой и ролью театра в современном обществе. Театр – это не шоу-бизнес, считает он. В театре действуют совершенно иные законы. Это – сфера культуры, где зачастую зритель идет непосредственно на любимого актера, как это часто происходит в Украинском театре, когда, например, играют в спектаклях Ольга Равицкая или Яков Кучеревский – звезды одесской сцены. Театр – это то место, где «из людей делают людей» – утверждает наш собеседник. При этом артист должен уметь все, считает Саша.
Сегодня Александр играет во многих постановках. По его собственному утверждению, легче назвать те спектакли, где он не задействован – их значительно меньше, чем те, где он играет. Это «Сватанье на Гончаровке», «Кайдаши», «Шинкарка», «Тени забытых предков», «О любви… без слов», «Украинский Декамерон», «За двумя зайцами» и многие другие. Один из самых важных и приятных моментов после спектакля для Толстого – переодеться, выйти незаметно к театру, в толпу выходящих зрителей, и услышать добрые слова и похвалу в адрес актеров. Пожалуй, это одна из лучших наград за труд – радость и благодарность зрителя.
На сегодняшний день в украинском театральном пространстве, наряду с классикой, много экспериментальных постановок. Александр считает, что иногда новые спектакли не несут в себе важного смысла, а ставятся ради эффектов или зрелищности, стремления изумить зрителя. Однако в наше время важно, утверждает Толстый, не только создавать спектакли о Главном, но прежде всего быть Человеком, что с его точки зрения означает – быть внимательным к другим людям.
В театр приходят зрители – каждый со своими проблемами, а уходить они должны – с желанием жить, наполненные особым смыслом и содержанием. Для этого, считает актер, и прилагаются столь большие усилия, именно для этого и существует театр – для сопереживания!
Что касается взаимоотношений между самими актерами в Украинском театре, то более зрелые актеры, «звезды», всегда идут навстречу молодым, поддерживают их и всячески стараются поделиться опытом. В Одесском украинском театре всегда было и остается традицией идти навстречу друг другу в работе и в личном общении. Старшие товарищи – Яков Кучеревский, Евгений Юхновец, Богдан Паршаков, Валерий Швец всегда искренне готовы помочь своим молодым коллегам, формируя для коллектива чувство большой семьи. Также поддерживают друг друга и молодые коллеги, и в этом Александр много раз мог убедиться.
Сегодня на театральной сцене с большим успехом идет ряд прекрасных спектаклей: «Полет в ритме танго», «О любви… без слов», «Шинкарка» и многие другие, которые зрители уже успели полюбить. Ведется работа над постановкой новых. Александр Толстый убежден в том, что актеры в театре не просто работают, а именно «служат» – профессии, зрителю, искусству… А именно это вдохновляет и придает им желание творить и дарить людям свое сердце.
Екатерина ПИМЕНОВА, арт-обозреватель.