На проводе Одесса-Барселона: Шеф-редактор журнала Арт-Чили Виктория Нестеренко и искусствовед Вера Фенелонова поговорила со всемирно известной украинской художницей Оксаной Мась:
О взаимодействии с арт-площадками
На счету художницы сотрудничество с самыми культовыми площадками в Италии, Швейцарии, Чехии, Испании, Нидерландах, России, Нью-Йорке, Словакии, Казахстане, Турции и Украине.
Многие проекты Оксаны имеют в технической основе сложные инженерные вычисления, некоторые даже запатентированы как изобретения. Потому работа с большими пространствами – трудоемкое дело, требующее грамотного подхода и слаженную работу профессионалов. В некотором смысле, собрать проект в конкретном пространстве – отдельное искусство.
“Я вечно ношусь с персоналом, когда надо собирать инсталяции, выдаю кучу чертежей, чтоб они понимали где “А”, где “Б”. И при том, присутствую в моменте, объясняю и слежу за процессом. В Швевейцарии такого не было. Рабочие послушали меня и отправили пить чай. Немного колеблясь, я все оставила их наедине с чертежами. На следующее утро все было собрано на высоком уровне! Знаете, швейцарские часы, швейцарская точность – это все некие мифы, бренд страны. Но когда ты сталкиваешься с этим на рабочем уровне, это поражает”.
О вдохновении
Вдохновение является базовым состоянием каждого человека. Потеря вдохновения и трудности в жизни случаются, когда забываешь свое истинное предназначение. Соответственно, вернуть вдохновение можно лишь вернувшись на свой путь, вспомнив себя ребенком.
“Сам факт рождения является вдохновением. Когда встретился сперматозоид моего папы с яйцеклеткой моей мамы, сколько гипотетических братьев и сестер смыли в унитаз и им даже не выпал шанс родиться. А тут я родилась, в классной любящей семье, здоровая, с руками и ногами, и более того, я решила, что в жизни буду художником. Да что еще может быть более вдохновляющим?”
Уныние в любой религии является грехом. Тебе предоставили шанс родиться на такой удивительной планете, а ты еще смеешь унывать.
О рае на земле, яйцах и грехах
В 2011 году художница затеяла трансконтинентальный проект “Алтарь Наций”, представляющий собой фрагменты Гентского алтаря, созданный из модулей. Модули состоят из расписных яиц. На сегодняшний день сделано 20 фрагментов. Первые восемь были представлены на 54 Венецианской биеннале в проекте Post-vs-Proto-Renaissance.
“что нарисовал на яйце, туда и направляешь энергию”
За физическую единицу модуля “алтаря” взято яйцо, так как оно – единственный элелемент, который присутствует во всех культурах мира. Первые расписные яйца упоминаются в упанишадах, 6 тысяч лет назад. Писанки появились в начале христианства и так и остались в славянских культурах, а на западе традиция заменилась пасхальными кроликами.
Яйцо как сгусток энергии жизни и божья искра, дающая жизнь: ученые до сих пор не могут отследить тот момент, когда именно из желтка и белка получается жизнь. В одно мгновенье мы можем разбить яйцо и получить яичницу, в другой – не можем, потому что там уже зародилась жизнь.
Если нарисовать на яйце какой-то знак, яйцо превращается в некий портал. Если алтарь создать из реальных яиц, то ты тогда стоишь перед гиганским порталом, на котором нарисовано множество разных знаком, символов, чего угодно.
Получается – что нарисовал на яйце, туда и направляешь энергию.
Художница попросила людей из 42 стран мира нарисовать свои грехи. Ведь осознав свои страсти, мы, априори, становимся лучше. Задача каждого учасника, во-первых понять, что есть грех, во-вторых визуализировать его, назвать его.
В конечном счете, какофония грехов на расстоянии минимум в 20 метров, превращается в рай на земле Ван Эйков.
“сколько можно сидеть в этом средневековье – давайте радоваться и праздновать жизнь”
Рай в каждой культуре и религии свой. В раю люди обычно видят то, чего им не хватает в обыденной жизни.
“Я выбрала Изображение Рая на Земле именно Ван Эйков, так как считаю что именно с гентского алтаря началось Возрождение. Конечно, в любом учебнике по истории искусств упоминается Джотто как родоначальник Возрождения. Однако именно братья двинули новую идею, отличающуюся от средневековых установок. Они сказали: “Слушайте, сколько можно сидеть в этом средневековье? Иисус же взял все грехи, мы уже прощены. Давайте будем радоваться и праздновать жизнь”. Потому они изобразили праздник жизни – рай на Земле”.
О легкости бытия художника
Когда ты четко веришь, что ты художник, ты не сомневаешься в своих проектах. Приходит идея и ты реализуешь ее, служа неким проводником. А будет проект успешен или нет – это уже другое дело.
Художник знает как устроен этот мир, художник неприкасаем, художник может позволить себе все. И лишь страх убивает художника.
“Установка фрагмента алтаря на Венецианской биеннале – была очень трудоемким и сложноорганизованным процессом. Много переговоров с министрами, заведующими, патриархами. Но все пути непонимания были преодоленны за счет того, что мной двигала большая идея”.
Беседу записала Вера Фенелонова, Елена Зублевич