Уже прошло почти 12 лет, как из одесского музея западного и восточного искусства была похищена картина «Взятие Христа под стражу». Страховая стоимость этой работы, во время ее выставочного заграничного вояжа в Италию и Испанию, была определена в 100 миллионов долларов. Полотно было похищено в лучших традициях приключенческих фильмов, ну вроде как в советском «Приключения Электроника»: воры кавказской национальности разбили стекло в одном из залов на втором этаже, грубо вырезали картину из рамы и были таковы. Работу удалось найти в Германии в результате тщательно продуманной операции наших и немецких силовиков. Где в роли Джеймса Бонда оказался одессит Роман Топилов.
Нынче полотно находится в руках лучших реставраторов мира, и, надеемся, скоро прибудет в Одессу. Это знаменательное событие мы предваряем беседой с Романом.
Ю. Ж.: Мне б хотелось поговорить о самом полотне, ходили противоречивые слухи о его подлинности. Но, насколько мне известно, на сегодняшний день, полотно Микеладжело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу» – подлинник?
Р. Т. Не мне судить об этом. Известно, что во время выставок в Европе, его определяли как один из подлинников. Слух о том, что это подделка был запущен нашим МВД. И это спасло картину от передачи ее вероятному заказчику. Заказчик занервничал и отказался брать украденное для него полотно. Похитители стали искать другого покупателя и это позволило выйти на их след. А для общения с ними, почему-то, выбрали меня. Наверно, выглядел как типичный скупщик краденного (смеется). У них хорошие физиономисты.
Ю.Ж.: Говорят, в процессе поисков картины Вы ездили в Италию?
Эта поездка не была связана с поиском картины. Был интерес к специфике определения ее подлинности какими-то простыми методами и надо было побывать на нескольких мероприятиях, чтоб засветиться в качестве богатого покупателя шедевров. Там я обнаружил, что многие знают о нашей пропаже. А еще с интересом узнал, что в Италии Караваджо в моде и некоторые итальянские искусствоведы ставят его выше Рафаэля. Мне удалось, также, посетить самую полную выставку работ Караваджо, которая проходила в Риме. И там была такая же работа, принадлежащая дублинскому музею. Меня еще удивило, что экспозиция проходила при тщательно закрытых окнах, стены были черными, а картины освещались лампами накаливания. Как мне объяснили, цветовая температура этих ламп наиболее близка к аналогичному параметру обычной свечи. И тогда краски Караваджо наиболее точно раскрываются зрителю.
Ю.Ж.: А что там, насчет определения подлинности?
Секрет был в особом пигменте, который Караваджо использовал для своего знаменитого красного цвета. И рассказали, каким образом его обнаружить. Тайну раскрывать не буду. А то, вдруг, кто-то попытается подделать и выдать за подлинник какую-то из еще не найденных его работ.
Ю.Ж.: Как удалось выйти на след похитителей?
Этого я не знаю. Это спецподразделению МВД удалось еще до моей миссии. Якобы, какой-то вор проговорился, что знает, кто «брал» наш музей. Моя задача была внушить окружению организатора похищения (он же «наводчик»), что я американский миллионер, собиратель европейской живописи и не прочь купить что-то не совсем законно приобретенное. Другой Джеймс Бонд (раз ты так меня обозвала), внушал непосредственным участникам кражи, то есть ворам, что он рубаха-парень, свой в доску, ничем не брезгует. А еще покупает «картинки» для красоты. Он был более подготовленным, так как являлся кадровым полицейским и хорошо знал психологию противника. Возможно, как у хорошего игрока, у МВД были и другие варианты. Но главной была моя миссия. Ибо считалось, что украденное полотно находится в руках у организатора похищения.
Ю.Ж.: И наводчик на Вас вышел?
Да. Сначала долго проверял. Звонил в Лос-Анжелес, где был мой «офис». Пробивалась моя американская фамилия. Но, попробуй разберись во всех американских «Джонсонах»! Потом он позвонил. Я сразу понял, кто это, так как данный европейский номер мог знать только он. Мы говорили полунамеками и короткими фразами, понимая, что нас могут «слушать». Но о встрече договорились.
Ю.Ж.: Как проходили встречи?
Р. Т.: Перед первой встречей, конечно, волновался. Плохо спал. Мы встретились в Будапеште, в гостинице «Будапешт». Вначале я все же был чуть скован, но потом, когда дело дошло до цены (он просил 50 миллионов), я понял, что парень в продажах профан и успокоился. Стал ему объяснять, кто мои покупатели и предложил ему миллион. Ибо десятки миллионов, для ворованного полотна – это нечто призрачное. И тут я почувствовал себя как на родном Привозе. Позже «свои» мне сообщили, что выглядел и звучал я вполне естественно. Потом были переговоры в Праге, где мы договорились об осмотре картины на следующей встрече. Для проверки, что это не «фуфло». И вот тогда-то и выяснилось местонахождение картины в Германии. Сотрудничество с немецкими силовиками началось с пристрастного допроса меня их полицейскими. Ну не могли они никак поверить в причастности законопослушных немцев к данному преступлению! Но, к счастью, я убедил их, что это не ложь. Совместная работа с немцами стала очень плодотворной. И вскоре мы узнали, что полотно контролирует не наводчик-организатор, а воры. Я продолжал «пудрить мозги» наводчику, чтоб он не встревожился и не предупредил об опасности воров. Те же, пропив и прогуляв деньги, решили подзаработать сами и в дело включился второй Джеймс Бонд. Надо добавить, что к тому времени все украинские члены команды по поиску картины были уже «вне закона». Ибо, новая власть во главе с Януковичем разогнала отдел МВД, занимающийся поиском украденного Караваджо. Так переплелись сюжеты из картины и жизни. Предательство Иуды и предательство собственного государства. Все дальнейшее финансирование операции взяли на себя немцы. 25 июня 2010 года картина была изъята в одном из гаражей на окраине Берлина.
Ю.Ж.: История поиска завершена. Но возвращение ее в Одесский музей Западного и Восточного искусства еще впереди. Как Вы считаете, это хэппи-знд?
На самом деле нет. Хэппи-энд не наступит даже по ее возвращению. Хэппи-энд истории, я считаю, будет, когда этот музей превратится в настоящий дом искусств с надлежащщей государственной поддержкой. Появится современная охранная система. Будет проведена реставрация внутренних помещений. Появится система поддержания климата. Когда будут толпы у касс. Когда в Одессу будут приезжать иностранные туристы с главной целью увидеть его шедевры – Караваджо, Хальса и другие работы. Когда там будут проходить выставки по обмену с другими музеями.
Фото из личного архива Романа Топилова, ранее нигде не публиковались
Юлия ЖАРКОВА, старшая научная сотрудница Одесского художественного музея, журналистка.
artchili #art #романтопилов #караваджо #взятиехристаподстражу #викториянестеренко #историяоднойкартины