– Сегодня мы продолжаем общаться с Ириной Федоренко – известной украинской художницей и искусствоведом. Напомню, что свои работы Ирина подписывает красивым псевдонимом – Semira. Нам уже написали по этому поводу вопросы, кстати. Итак, ты помнишь домашнее задание?
– В прошлый раз мы остановились на обсуждении арт-рынка и ты дала мне домашнее задание: что бы я ответила на вопрос – чего же хочет женщина, да еще и художник… Предлагаю начать с первой темы. Украинский арт-рынок – это очень специфическая сфера, в которой действуют свои законы, во многом отличающиеся от внешнего арт-рынка. По большому счету, весь украинский арт-рынок представляет собой около десятка топовых художников, на которых пытаются заработать десяток топовых дилеров. И вот эти участники рынка всеми правдами и неправдами пытаются удержать свои позиции и не пускать никого на свой Олимп. Очень ошибочное представление о маркетинге и рынке в принципе при такой позиции. Рынок давно насыщен тем предложением, которое эти игроки предлагают, у всех, кто хотел и мог, уже есть в коллекции работы этих авторов и не по одной, а несколько. За те годы, что эти авторы представлены, докупать еще аналогичные работы с позиции коллекционирования – практически не имеет смысла, разве что погоняться за некоторыми действительно интересными вариантами. Еще один момент – цены на этих художников уже сформированы, местами – завышены и покупать сейчас опять то же – не имеет смысла. Известно, что любой товар имеет фазы своего развития: знак вопроса – звезда – дойная корова – собака. Этот принцип абсолютно накладывается и на картины. За исключениями настоящих произведений искусства, хотя, их, в принципе, тоже можно засунуть в эту модель. Так вот, теперь вернемся как бы немного назад, какие категории покупателей искусства есть вообще? Их тоже можно условно разделить на такие подгруппы: покупают для души, как украшение пространства, вариант подарка; инвесторы – покупают работы растущих художников не сильно углубляясь в любовь к искусству, могут и любить и разбираться, но не обязательно, для них это больше финансовый инструмент; коллекционеры – фанаты, люди, которые живут в этом мире и по-настоящему ценят то, что выбирают и покупают; отдельная группа, самая интересная для моего личного изучения – меценаты – те, кто готов тратить деньги на покупку совершенно разных работ художников для того, чтобы поддержать их, чтобы у художников были деньги на еду, краски и они могли спокойно заниматься своим делом и создавать новые шедевры, тем самым эти люди делают вклад в развитие мирового искусства и позволяют артистам творить, дают им свободу от материальных проблем. А теперь прикиньте сами, как эти виды покупателей делают свои приобретения исходя из жизненного цикла товара? Понимание этих процессов даст готовые модели и стратегии продвижения.
Но, чтобы задача была еще интереснее, я выделю здесь еще отдельные ниши арт-рынка: 1) Рынок артефактов – это рынок объектов, сувениров, уникальные предметы, которые покупаются как бы на память. Это рынок не только искусства, это еще и разные вещи. Чаще всего товары этого рынка не выходят на вторичный рынок и едва ли могут засветиться позже на аукционе;
2) Рынок салонного искусства – интерьерная живопись, имена художников более-менее известны, продвигаются галереями;
3) Рынок идентичности – этот рынок зависит от национально-культурной местной политики или уровня и темпа развития какого-то региона, города, страны. То, что здесь и сейчас стало модно из-за выставок, течения, каких-то культурных событий – распространится очень скоро и на другую местность, охватит больше территорий, сейчас и здесь формируется предложение-спрос;
4) Рынок имен – все, что войдет в историю искусства, рынок личностей, топ-мечтаний каждого художника.
Интересно, что многие художники могут балансировать на всех этих рынках сразу или, напротив, выбирают одну конкретную нишу, тогда крайне сложно перейти из ремесленника сувенирных картинок для туристических улиц в категорию музейных художников и участника мировых аукционов. Но все эти варианты имеют место быть и каждый сам выбирает, чего он хочет. Напомню, что многие художники из четвертой категории никогда не продавали свои работы при жизни, были не популярны и даже не признаны. Но были всегда преданы тому, что они делают. А вот многие уже известные всем художники современности считают, что голодный художник – это пережиток времени и умение продаваться -такой же критерий значимости художника, как и многие другие параметры.
А теперь остановлюсь отдельно на том, что же произошло за последние пару месяцев на украинском арт-рынке. Всех захватила новая мода на группы в Фейсбук с быстрой и дешевой продажей работ. Изначально они позиционировались, как способ поддержки и помощи художникам на период карантина. Основные правила предельно просты- низкие цены, быстрый прирост подписчиков в группы – потенциальная аудитория для продаж, этакий вариант арт-супермаркет-распродажи. Что произошло на самом деле? Безусловно, эти группы дали возможность получить какую-то копейку тем художникам, которые оказались совсем без денег или смогли что-то заработать те, кто вообще только начинает свой путь в искусстве. Но есть и другие моменты. Многие художники, которые уже заработали себе определенное имя, начали выставлять туда довольно неплохие работы и сами обвалили себе уровень, это обязательно скажется на их последующих продажах, так как коллекционеры и инвесторы будут осторожнее смотреть на такие ситуации и скорее избегать попадать в такие провалы. Еще, история экономических отношений говорит о том, что во все периоды войн, кризисов, эпидемий в том числе, возникает ситуация перераспределения активов и капиталов. Это удобный способ выманить за дешево те активы, с которыми люди не расстались бы при других обстоятельствах. Эдакий принцип ломбарда, он применим ко всему – начиная от фабрик-заводов, квартир, заканчивая фамильными украшениями в коморке и предметами искусства. Поэтому рекомендую художникам с осторожностью относиться к размещению работ в таких группах. В ценообразовании на рынке искусства работает принцип лебедки – занял уровень, вниз уже нельзя. Как вариант, можно размещать рисунки, какие-то небольшие работы – этюды, миниатюрную пластику, тиражные копии. Я тоже размещала мою графику на бумаге и пару маленьких картин, было интересно, как это работает, отмечу, что на графику в Европе очень высокий спрос, когда я выставляла подобные работы там, прайс отличался в разы и спрос тоже, наш местный клиент еще не дошел до этого уровня – хотят картины брать рулонами на метраж, чем больше – тем лучше.
Какие перспективы? Возможно, эти группы смогут взрастить некоторый пласт новых любителей искусства и даже будущих коллекционеров. Я оптимист и тоже верю, что количество может и должно перерастать в качество. Но давайте не забывать, что все же продажи отдельно, отдельно – чистое творчество, самовыражение. Мне вот, лично, печально, что многие художники начали штамповать работы на скорую руку специально под эти группы, подсмотрев некоторую моду и динамику, которая тут сложилась, так каждый из них рискует потерять себя в гонке за вот этим сиюминутным успехом, не признанием, а успехом продаж. И еще, дорогие художники, почему многие из вас вообще так себя не любят, что ставят просто запредельно низкие цены на свои работы, сейчас минимальный набор красок стоит несколько тысяч гривен, кисти, холст, ваше время, я уже молчу про опыт, образование, предыдущие выставки и всю вашу историю формирования, как художника, и тут я открываю публикацию и вижу цену – около 100 дол за почти метровую работу маслом. Мне жаль.
Иногда я консультирую других художников и коллекционеров, если кому-то интересно разобраться в нюансах – пишите мне, можем обсуждать эти нюансы еще более подробно. Здесь я прошлась только поверхностно и немного не системно. Возможно, этот материал будет стартом для других публикаций и для дискуссий среди других участников арт-сообщества. Это – мой анализ и мое субъективное мнение, мое экономическое образование тут дает о себе знать, а опыт в другой сфере накладывает отпечаток и на арт. Нашему рынку еще расти, он только-только развивается. Напомню, что в развитых странах, доля рынка искусства в ВВП на порядок выше, чем у нас. Люди научились не только развивать культуру своих стран, но и зарабатывать на этом. Вот такой получился материал, я даже ни разу не написала про мои выставки! Лично я продвигаю свои работы в Украине на выставках, а за границей этим занимаются мои партнеры-галереи и арт-агентства в Испании, Лондоне, Нью-Йорке и Казахстане, так же мои работы были представлены на Лондонских и Нью-Йоркском аукционах искусства посредниками – Швейцарским аукционным домом и Гонконгской галереей. С удовольствием передала бы это все в управлении кому-то на постоянной основе, менеджмент самой себя – не совсем правильно, и мне не хватает системности в отношениях с собой. Наверное, все-таки вопрос – чего хочет женщина, женщина-художник, мы перенесем на следующий раз. Можем продолжить эту тему у меня в Фейсбук, пишите.
#викториянестеренко #taboo #artchili #журналобискусстве #IrynaFedorenko #Semira