Он сразу расположил к себе, начав общение на украинском. О! Практически – роскошь, общение на УКРАИНСКОМ в Одессе! Лицо этого человека было мне знакомо. Он – молод, едва ли не юн, но и постоянно как-то прихихикивает. Нет, вы только загляните на его страничку в Фейсбуке, – там он тоже постоянно улыбчив. А имя его – Дмитрий ВЕЛИЧКО. Хотя сам – среднего роста и тощеват. «Тощеват», – но, как выяснилось много позже, умеет большие полотна создавать.
Почему-то разговор сразу начался с Карпат… Ну что там помимо ландшафта? И тут пан Величко начал повествовать о том, какой это экстрим – уйти на две недели в горы без связи с внешним миром, когда ВСЁ открывается/видится по-иному. Дмитрий, оказывается, и травы собирать для хэрбатки (травяного чая) умеет. Затем задумавшись, сообщает, что в детстве мечтал быть проводником (?!), чтоб путешествовать, но и людям в этом помогать. Дмитрий гордится своей дружбой с Валентином Филипенко, который его не только учил/поправлял/наставлял, но и делился СЕКРЕТАМИ своего творчества. Некими жизненными принципами.
На пленэр Дмитрий ездит/ходит и со студентами, ведь он не просто преподаватель на художественно-графическом факультете университета им. К.Д. Ушинского, он ещё и ЗАМ. ДЕКАНА (что не просто, а попросту никто не хотел брать на себя ответственность). Моё отношение к художнику СРАЗУ поменялось, я стала вслушиваться (всё же человек взял на себя подобную ответственность). И сразу оговорю, что он не разочаровал меня, когда начал отвечать на самые разнообразные мои вопросы, касающиеся его творчества. Например: «Я изображаю эмоции в цветах», «Я – цветовик, НЕ колорист», «Из Карпат беру цвета/мотивы/состояния природы», «Пленэр преподносит задачи, например, УВИДЕТЬ органические сочетания цветов». «Напротив, я работаю, чтоб уйти от привязки, от конкретики: ведь ты нечто увидел, то оно УЖЕ есть, существует! Зачем дублировать? Воспроизводить?». «Да, работа (полотно) – моя, но не всё «моё», и названия работам не даю, так как ухожу от привязки, ведь их если обозначить, – то сузить».
А ведь умеет и учит и в стилистике южнорусской школы, и как «Мамаї». А потом достаёт и показывает, и это нечто НАСТОЯЩЕЕ. Правда, настоящее как достойное = глубокое. «Я туда спокойствие добавил». ЦВЕТА! Их сочетание и размещение по полотну настолько органично и… неожиданно. В ход идут: Gelbgrun, Malachitgrun, Kobaltblau и даже Mausgrаu, и всё в одном углу. И это «работает»! Более того, на холсте с очевидным спокойствием (вдруг) выделяю по низу тёмно-синюю, раздавленную фигуру, она пытается встать, растеклась, а «руки» воздеты вверх. (Поясню: ни рук, ни фигуры ОТЧЁТЛИВО там нету, но явственно заложено И ЧИТАЕТСЯ как ситуация). Удивлена, практически обрадована: «Это ж надо? В Одессе!»
Художник подтверждает: «В картинах всегда прочитываются некие истории, возможно, подспудно закладываемые, а зритель их «считывает». Там краски и всё, но… Кстати, всегда оставляю чистый белый фрагмент (для коррекции?), ибо Филипенко говорил, что тень должна быть белой, а я к такому ещё не пришёл». А цвета перетекают, перекликаются, одновременно оставаясь площадями, полосами, углами. При том, что композиция уравновешена, но в той статике задано некое внутреннее движение, в статике присутствует динамика. «И ещё, практически всегда в цветовой палитре зелёное связывается с экологией, голубое отсылает к небесному либо морскому; ну а чёрное/белое к вечности», – продолжает Дмитрий. Полотна довольно разные. На что получаю ответ, что их автор не любит постоянства, что он борется с «узнаваемостью». Но это уже зазнайство молодости! Точно!
Ведь художники намеренно вырабатывают «свой стиль», стремятся, чтоб их творения тотчас и всюду распознавали! Строят на этом карьеру! И тут на одном из полотен вижу подводную лодку, которая ПРОСТО утоплена в чёрном фоне, – это что? Выход в актуальность (живописец удивлён): «Намеренно? НЕТ!». Получается, что вылезла совсем другая смысловая подоплёка. И стилистика там тоже другая, такая себе «жирная».
А вот на «классический» репортёрский вопрос – «Кем бы вы хотели стать, если бы не…» – художник Величко признаётся, что занялся бы ресторанным бизнесом. Что работал официантом, барменом, администратором, изучал… эстетику еды: дизайн пищи – как организовано на тарелке, как обуславливает вкусовое восприятие. А меня всё это время беспокоили груши на столе. Одна была надкушенной… Это для студенческих натюрмортов, ну, тех, на которых «ставят» руку…
Безусловно, не удалось вместить всё узнанное об этом художнике в этот короткий текст, а особенно о его творчестве, но оно стало для меня едва ли не открытием: что творчество молодых авторов из «классических» госучреждений может быть любопытным и даже (похоже) значимым. Что в городе Одессе по-прежнему могут появляться интересные авторы.