Выставка работ Валерия Юхимова – юбилейная ретроспектива – предлагает знакомство с различными направлениями его живописной практики. Различными – по тематике, по материалам и технике исполнения, по настроению… В то же время, эта «разность» автора совершенно не мешает его узнаваемости, и является его же отличительным свойством.
В название выставки вынесен финал, опущенный театральный занавес – авторское ощущение конца эпохи, конца времени – безвременья. Приотодвигая занавес, художник предлагает зрителю взглянуть еще раз на картины уходящего мира – там уже разбирают декорации, и рабочие сцены, как трудовые муравьи, хозяйничают в покинутом доме.
…черное море откинулось с кичи, гуляет широко,
брызгами сыплет, швыряет бокалы о стену,
белого шума шипит минусовка пивным караоке,
вплоть до закрытия позднего голоцена.
время выходит игристым азотом из крови,
взято на вдохе взаймы, возвращается долгом пространству,
освобождая его, наступает прилив ледниковый,
как проявление женского непостоянства.
Поэтика живописи у Валерия Юхимова неразрывно связана с его поэтикой слова, образностью и способом выражения – иронией. Сюжетные фантасмагории одесской оперы, Минотавр на Ланжероне, похищение Европы, сны Гоголя, соседствуют с пейзажем пустынного берега Каролино-Бугаза, натюрмортом цветов в сосуде, письменами виноградной лозы, состарившимися домами…
Валерий Юхимов немногословен в колористике, предпочитая тонкую нюансировку, условно фигуративен, метафоричен, его мир безлюден, и населен одним лишь наблюдателем, подглядывающим сквозь щель отодвинутого занавеса. Этот наблюдатель – тот, кто погасит свечи в Прощальной (45-й) симфонии Гайдна. Один за другим, музыканты покидают сцену, тает свет, и в уплотнившейся темноте пронзительно скрипнет кресло в партере.