«Вопрос-ответ» – интервью с самим собой.
Снимать кино и писать книги — это прежде всего талант сторителинга. Поэтому литературный жанр плотно связан с киноиндустрией. С недавних пор я вхожу в некоторые киносообщества США, где обсуждаются различные проблемы этого самого сторителинга. Недавний дискусс на тему инди продукта как в кино, так и в литературе вызвал в одном из сообществ активные обсуждения. Это всегда сложная тема для истинных творцов, так как «независимое» искусство не гарантирует тебе деньги, но гарантирует тебе самовыражение. Издатель, дистрибутор купит тебя, продвинет тебя и продаст тебя, если увидит в тебе хорошего исполнителя для выверенного маркетинга. Работать на NETFLIX мечтают тысячи режиссеров, не способных ничего сказать миру. Netflix для меня имя нарицательное – как MacDonalds или Zara. В целом это все есть масс маркет, интеллектуальный и эстетический фаст-фуд – то, что за тебя пожевали и раскрасили химическими красками.
Литература – это разновидность пропаганды, развлечения; инструмент формирования внутреннего мира, стимулятор фантазий и т. д. По всем этим причинам литературный жанр также попадает под систему отбора и контроля, как и кино. Какую задачу Джанет Лим преследует в написании книг: стремление обратить на себя внимание крупных издателей или занять нишу артхаусных независимых авторов?
Д.Л.: за 2022-23 годы я написала и издала три книги. Я часто говорю, что никогда в жизни я не воображала стать писателем. Это произошло случайно. Первая книга приобрела высокую популярность не только в Украине, Европе, но и Латинской Америке и США. Мне сложно объяснить эту популярность. Одно могу сказать наверняка: задачи стать писателем и тем более зарабатывать на этом деньги – у меня точно не было.
Ж.К.: По поводу популярности первой и второй книг: есть ли различие спроса у читателей между «Гортензией» и «Тишиной»?
Д.Л.: Нет. Книги совершенно разные: разное время и разные истории; география и проблематика. Однако я выдерживаю жанр: это непременно сложности, странности, эротика, непредсказуемость развития событий; непременно немного философии. Думаю, что именно поэтому я наблюдаю одинаковый спрос на обе книги у одинаково широкой аудитории: 18 – 65.
Ж.К.: Ок, если ты не зарабатываешь деньги и не ставишь перед собой задачи карьеры писателя – зачем ты продолжаешь писать? В ноябре планируется презентация твоей третьей книги «33 сердца».
Д.Л.: эм…по причине войны в Украине я не могу делать кино. И я полагаю, что книги появились как раз по этой же причине. Накануне войны был прокат моего нового короткого метра «1:1» и у меня уже был мой зритель. Теперь у меня есть «мой читатель». И как бы там ни было «мой читатель» оказался с более широкой географией. К примеру, профессор истории Национального института Уругвая – Мартин Романо, читал «Белую гортензию» и был настолько восхищен, что предложил мне перевести «Тишину» на испанский язык, чтобы мою вторую книгу также могли читать в Латинской Америке. Это движение уже сложно остановить. Оно само началось и само закончится однажды. Литература — это то, что сейчас дает мне смысл и самовыражение.
Ж.К.: всегда интересно: откуда берутся все новые и новые сюжеты? Третья книга – о чем она?
Д.Л.: О, это тоже будет бестселлер. Книга о девушке – убийце. Не просто убийце, а сексуальной маньячке. Но я не пишу грубо и грязно. Все будет как всегда весьма романтично и красиво.
Ж.К.: какие планы по поводу кино?
Д.Л.: они есть и это главное. Но я настроена экранизировать только свои книги. В свете дискуссий с американским киносообществом я для себя однозначно определила путь независимого кино. Никто не должен творцу диктовать: про что писать, как снимать, на каком языке и для какой аудитории. Не стоит путать творение с ремеслом. Это может выглядеть одинаково, но по сути – вовсе нет.
Интервью брала Жанна Климова у своего псевдонима Джанет Лим