В Одесском музее западного и восточного искусства удалось установить автора старинной картины 17 века. Стоит отметить, что такое событие — далеко не частое явление для музея, однако весьма значимое.
Всего живописная коллекция музея западного и восточного искусства насчитывает немногим более 700 картин, и приблизительно у трети из них до сих пор не установлено авторство. Узнать, что в коллекции музея есть картины известного итальянского художника эпохи барокко Стефано Мария Леньяни по прозвищу Леньянино (1661-1713 гг.) удалось благодаря международному сотрудничеству.
Автопортрет Стефано Марии Леньяни
Все началось с того, что на электронную почту музея пришло письмо от профессора истории искусств из Италии, члена-корреспондента Академии археологии, литературы и изобразительного искусства Неаполя Риккардо Латтуада. Профессор сообщил, что, будучи в Одессе и посетив музей, он обратил внимание на картину «Сусанна и старцы». Он подчеркнул, что создателем этой картины является не венецианский художник 18 века Джованни Баттиста Питтони, который был указан автором, а миланский художник конца 17 века Стефано Мария Леньяни. В ходе переписки искусствовед также сообщил, что ему известно об еще одной работе Леньяни, которая является парной картиной к полотну «Сусанна и старцы», но, к сожалению, считается утерянной. Каково же было его удивление, когда он узнал, что «утерянная картина» хранится в фондах музея западного и восточного искусства без установленного авторства! Речь идет о полотне «Юдифь с головой Олоферна».
«Юдифь с головой Олоферна».
Как рассказала заместитель директора по научной работе Ирина Юрьевна Глебова, авторство картины «Сусанна и старцы» было установлено еще в 1950-х годах благодаря сотруднице Эрмитажа Тамаре Фомичевой, которая тогда приехала в музей в командировку. Но вот, спустя много лет выяснилось – автор иной.
«Сусанна и старцы»
«Из архивных документов нам удалось узнать, что обе картины Леньяни ранее (до 1917 года) принадлежали одесскому предпринимателю Фридриху Кроне, были национализированы и переданы в открытую в 1924 г. Галерею старинной живописи (так тогда назывался наш музей). Благодаря профессору Латтуада стало известно, что в Италии сохранились две небольшие гризайли, выполненные Леньяни с этих двух картин. Именно благодаря этим авторским рисункам и было известно о существовании парных картин. А еще выяснилось, что вариант одесской картины «Сусанна и старцы» находится сейчас в галерее Торнабуони во Флоренции, но Риккардо Латтуада считает, что наша была написана раньше и по своему живописному решению она более интересная», — рассказала Ирина Глебова.
Стоит добавить, что Стефано Мария Леньяни принадлежит к числу очень известных при жизни, но забытых впоследствии художников, и интерес к его творчеству – картинам и фрескам – сейчас в Италии большой.
Посол Италии в Украине Давиде Ле Чечилиа, Глебова Ирина и директор музея И.Б.Пороник
Профессор Латтуада попросил Ирину Юрьевну предоставить все сведения о картинах и написал статью «Сусанна и старцы» и «Юдифь» Леньяни», которая была опубликована этим летом в миланском научном журнале «Arte Cristiana», № 917. К слову, от Риккардо Латтуада Ирине Юрьевне поступило предложение также написать статью, и она выбрала тему «Итальянцы в Одессе» — об истории формировании коллекции итальянской живописи в музее.
«Была проделана большая работа. В Италии статья для научного издания обычно дается на рецензию двум-трем независимым рецензентам, которые могут проверить какие-то факты, даты и вынести вердикт: содержит ли данная публикация новые сведения и представляет ли она интерес. В нашем случае статья была рекомендована к печати, и мы ждем ее публикации. Кстати, благодаря такому взаимодействию выяснилась еще одна интересная история относительно одной картины, но об этом мы будем готовы говорить чуть позже», — поделилась Ирина Юрьевна.
Источник материала.